Работа в малых группах icon

Работа в малых группах




Скачать 87.59 Kb.
НазваниеРабота в малых группах
Дата конвертации21.04.2013
Размер87.59 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /Интерактивные методы обучения/93BE~1.DOC
2. /Интерактивные методы обучения/Выступление заместителя директора школы по теме.doc
3. /Интерактивные методы обучения/План проведения семинара.doc
4. /Интерактивные методы обучения/Протоколы.doc
5. /Интерактивные методы обучения/Распределение педагогов по группам.doc
6. /Интерактивные методы обучения/Титул папки.doc
7. /Интерактивные методы обучения/ноябрь 2007 Интерактивные методы обучения/1 РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ.doc
8. /Интерактивные методы обучения/ноябрь 2007 Интерактивные методы обучения/II Использование общественных ресурсов.doc
9. /Интерактивные методы обучения/ноябрь 2007 Интерактивные методы обучения/III Разминки.doc
10. /Интерактивные методы обучения/ноябрь 2007 Интерактивные методы обучения/IV Изучение и закрепление нового материала.doc
11. /Интерактивные методы обучения/ноябрь 2007 Интерактивные методы обучения/IX ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.doc
12. /Интерактивные методы обучения/ноябрь 2007 Интерактивные методы обучения/V Мозаика Сократовский диалог.doc
13. /Интерактивные методы обучения/ноябрь 2007 Интерактивные методы обучения/VI-VII~1.DOC
14. /Интерактивные методы обучения/ноябрь 2007 Интерактивные методы обучения/VIII Разрешение проблем.doc
15. /Интерактивные методы обучения/ноябрь 2007 Интерактивные методы обучения/Компетенции.doc
Использование интерактивных методов обучения как средство формирования коммуникативной компетентности школьников
Выступление заместителя директора школы по теме: «Интерактивные методы обучения»
План проведения теоретического семинара «Интерактивные методы обучения»
Протокол теоретического семинара № от 200 г
Распределение педагогов по группам
Семинар «Интерактивные методы обучения»
Работа в малых группах
4. использование общественных ресурсов
6 армреслинг
7. изучение и закрепление нового информативного материала
Творческие задания
7 мозаика (ажурная пила) Этот метод является усложненной разновидностью метода «каждый учит каждого»
9. обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем
1О. разрешение проблем
Умение: Использовать источник информации (работа с текстом)

РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ

Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе - неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания почти все виды имитаций, судебный процесс и др. Данные ниже рекомендации носят общий характер и применимы к любой форме работы в малой группе.

В то же время работа в малых группах требует много времени, этой стратегией нельзя злоупотреблять. Групповую работу следует использовать, когда нужно решить проблему которую учащиеся не могут решить самостоятельно. Если потраченные усилия и время не гарантируют желаемого результата, лучше выбрать метод «один—вдвоем—все вместе» для быстрого взаимодействия.

Рекомендации по организации работы с малыми группами 1.Начинайте групповую работу не торопясь.

Если у Вас или у учащихся никогда не было опыта работы в малых группах, можно организовать сначала пары.

Уделите особое внимание учащимся, которые с трудом приспосабливаются к работе в небольшой группе.

Когда учащиеся научатся работать в паре, переходите к работе в группе, которая состоит>из трех учащихся.

Как только Вы убедитесь, что эта группа способна функционировать самостоятельно, постепенно добавляйте новых учащихся.

Старайтесь не включать в малую группу более пяти человек.

2. Обучайте работе в группах и контролируйте их работу.

Постоянно обходите аудиторию, помогайте учащимся решать возникающие в группе проблемы и осознавать, какие умения требуются для работы в небольшой группе. Не ожидайте, что они сумеют хорошо работать в группе без Вашей помощи. Одним из способов дать им возможность проанализировать индивидуальное поведение членов группы является назначение («наблюдателей», отмечающих продвижение группы к выполнению поставленного задания. Отчет «наблюдателей» дает членам группы возможность акцентировать внимание на том, как они выполняли задание. «Наблюдатели» должны отмечать признаки определенного поведения, заранее описанного преподавателем, и определять, как члены группы справляются с возникающими по ходу работы проблемами. Отчитываясь перед группой, наблюдатели обязаны представлять свои заметки в максимально описательной и объективной форме!

В ходе работы группы Вам и наблюдателям стоит обращать внимание на следующие аспекты педагогической ситуации, которые обычно становятся проблемными:

•Уважение к правам и мнениям других людей. Каждому ли члену группы дается равная возможность высказать свое мнение?

•Готовность к компромиссу и сотрудничеству. Есть ли в группе люди с заранее установившимися мнениями, которые не хотят изменять их, а стараются навязать свою точку зрения другим?

•Поддержка других людей. Оказывают ли члены группы поддержку тем, чья позиция совпадает с их собственной?

•Готовность слушать. Может быть, члены группы предпочитают говорить сами, а не прислушиваться к словам других? Указывают ли их ответы на стремление прояснить слова предыдущего выступавшего?

•Конфликт. Если члены группы, придерживаясь разных позиций, вступают в конфликт, пытается ли группа избежать разговора об этом конфликте?

Ведут ли себя члены группы так, как если бы они соглашались с противоположной • позицией? Выносят ли они вопросы, вызвавшие разногласия, на открытое обсуждение?• Коммуникативные навыки. Смотрят ли члены группы в глаза собеседнику, выражают ли согласие, задают ли проясняющие и поддерживающие вопросы, повторяют (перефразируют) ли формулировки собеседника (активное слушание), соблюдают ли правила вежливости?

3. Выбирайте размер группы.

По мере увеличения группы диапазон возможностей, опыта и навыков ее участников также расширяется. Повышается вероятность появления участника, чьи знания и навыки окажутся полезными для выполнения группового задания. Но если навыки групповой работы не приобретены, также повышается и вероятность неорганизованного поведения. Чем больше группа, тем больше умения должны проявлять учащиеся, чтобы дать каждому возможность высказаться. Чем меньше времени отпущено на уроке, тем меньшим должно быть количество участников в группе. Маленькие группы более эффективны, поскольку их можно быстрее организовать, они быстрее выполняют задания и предоставляют каждому учащемуся больше возможностей внести в общую работу свой вклад.

Группы из двух человек

В таких группах отмечается высокий уровень обмена информацией и меньше разногласий, но выше и вероятность возникновения эмоциональной напряженности и, очень часто, потенциального тупика. В случае возникновения разногласий ни один из участников не имеет союзника.

Группы из трех человек

При такой организации две более сильные индивидуальности могут подавить более слабого члена группы. Тем не менее такие группы являются наиболее стабильными структурами, в которых есть возможность для образования временных коалиций. В этом случае легче уладить разногласия.

Группы с нечетным и четным количеством участников

В группах с четным количеством участников разногласия уладить труднее, чем в группах с нечетным количеством. Нечетный состав дает возможность группе выйти из тупика путем голосования.

Группа из пяти человек

Такой размер группы наиболее удобный для учебных целей. Распределение мнений в соотношении 2:3 обеспечивает поддержку меньшинству. Такая группа достаточно велика для продуктивного обмена мнениями и достаточно мала, чтобы у всех была возможность участвовать в работе и внести свой вклад.

4. Грамотно распределяйте учащихся по группам.

Опытные методисты рекомендуют образовывать группы с разнородным составом учащихся, включая туда сильных, средних и слабых учащихся, юношей и девушек, представителей разных культур, социальных слоев и т.д. В разнородных группах стимулируется творческое мышление и интенсивный обмен идеями. Учащиеся проводят больше времени, представляя свою точку зрения, могут обсудить проблему более детально и учатся рассматривать вопрос с разных сторон. В таких группах строятся более конструктивные взаимоотношения между участниками.

Способы распределения учащихся по группам

Существует множество способов распределения учащихся по учебным группам. Вот лишь некоторые из них:

  • Возможно заранее составить список групп и вывесить их, указав место сбора каждой группы. В этомслучае Вы контролируете состав группы.

  • Наиболее простой способ произвольного распределения - попросить учащихся рассчитаться «напервый-второй...» по числу групп (например, если в классе 28 человек, а Вы хотите разбить его нагруппы примерно по 5 человек, то Вы можете создать 6 групп, причем 2 из них получатся по 4человека). После расчета первые номера образуют первую группу, вторые - вторую и так далее.Вместо номеров можно использовать цвета, времена года, страны и т.д.

  • Еще один способ - по позиции (или желанию) учащихся.

  • Минимальные затраты времени для деления на группы потребуются, если Вы объедините вчетверки две ближайшие пары, попросив повернуть стулья учащихся, сидящих за нечетной партой.Возможно до начала занятия расставить столы и стулья таким образом, чтобы учащиеся сразуобразовали нужные Вам группы.•Сохранение стабильного состава группы в течение достаточно долгого времени способствуетдостижению учащимися мастерства в групповой работе. В то же время смена состава группыпозволяет всем учащимся поработать с разными людьми и узнать их.

5. Распределяйте роли внутри групп.

При работе в малой группе учащиеся могут выполнять следующие роли:

  • Фасилитатор (посредник-организатор деятельности группы);

  • Регистратор (записывает результаты работы);

•Докладчик (докладывает результаты работы группы всему классу);

  • Журналист (задает уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше выполнить задание,например те вопросы, которая могла бы задать другая сторона в дискуссии);

  • Активный слушатель (старается пересказать своими словами то, о чем только что говорил кто-либоиз членов группы, помогая сформулировать мысль);

  • Наблюдатель (см. роль наблюдателя выше, п. 2; кроме того, наблюдатель может выставлять оценкиили баллы каждому участнику группы);

  • Хронометрист (следит за временем, отпущенным на выполнение задания).

Возможны и другие роли. Распределение ролей позволяет каждому участнику группы активно включиться в работу. Если группа сохраняет стабильный состав на протяжении длительного времени, учащихся следует поменять ролями.

6. Организуя групповую работу, обращайте внимание на следующие ее аспекты:

  • Убедитесь, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнениягруппового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать - учащиеся не станутприлагать усилий для выполнения задания.

  • Старайтесь сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможетвоспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз. Запишитеинструкции на доске и (или) карточках.




  • Предоставьте группе достаточно времени на выполнение задания. Придумай те, чем занять группы,которые справятся с заданием раньше остальных.

  • Групповая работа должна стать правилом, а не радикальным, единичным отступлением оттрадиционной практики применения пассивных методов обучения. В то же время не следуетиспользовать малые группы в тех случаях, когда выполнение задания требует индивидуальнойработы.

  • Подумайте о том, как Ваш метод поощрения/оценки влияет на использование групповой работы.Обеспечьте групповые награды за групповые усилия.

  • Будьте внимательны к вопросам внутригруппового управления. Если один из учащихся долженотчитаться перед классом о работе группы, обеспечьте справедливый выбор докладчика.Старайтесь также обращать внимание на то, как уважаются права каждого члена группы.

  • Будьте готовы к повышенному рабочему шуму, характерному для методов совместного обучения.

  • В процессе формирования групп остерегайтесь «навешивания ярлыков» на учащихся и на группу вцелом. Как правило, желательны разнородные группы.

• Переходите от группы к группе, наблюдая/оценивая происходящее. Остановившись околоопределенной группы, не отвлекайте внимание на себя. Подумайте о своей роли в подобнойситуации.

• Убедитесь в том, что все члены группы хорошо видят друг друга, могут общаться ивзаимодействовать. Наиболее эффективная «конфигурация» группы: учащиеся сидят в кружке —«плечом к плечу, глаза в глаза».

Порядок выполнения заданий с использованием метода «работа в малых группах»

При подготовке задания для работы в малых группах продумайте ожидаемые учебные результаты каждой группы, а также общий итоговый результат работы класса (аудитории).

1 . Как правило, стоит сообщить задание всей аудитории до разделения на группы.

  1. Обсудите с учениками, понятно ли им задание.

  2. Выработайте (или напомните) правила работы в группах, например:




  • Уважайте ценности и взгляды каждого участника группы, даже если Вы не согласны с ними.

  • Сконцентрируйте внимание на идеях, а не на людях, которые их высказывают.

  • Предоставляйте возможность высказаться каждому участнику группы, если он захочет.

  • Защищая свою точку зрения, будьте открытыми для восприятия чужих идей, мнений и интересовдругих участников.

  • Помогайте создать открытую, конструктивную атмосферу в группе.

  • Старайтесь, чтобы Ваши замечания были краткими и по существу.

  • Воздерживайтесь от предсказания ужасных последствий, употребления оценочных суждений ивыражения пренебрежения.




  1. Сообщите, какое время Вы даете для выполнения каждого этапа задания (хронометраж).

  2. Разделите учеников на малые группы, раздайте необходимые материалы, информацию ипопросите приступить к выполнению задания.

  3. Двигайтесь от группы к группе и помогайте учащимся соблюдать правила работы в группе.

  4. После завершения работы в группах предоставьте слово представителям групп для сообщениярезультатов выполнения задания. Поощряйте использование плакатов, таблиц, рисунков и другихнаглядных пособий. Вы сами можете создать таблицу, для того чтобы заносить в нее результатывыполнения задания разными группами.

  5. Обсудите итоги каждой презентации. Спросите, чем обосновано именно такое решение. Есть ли учленов группы особое мнение? Что помешало прийти к согласию? Напомните, что группы могутзадавать вопросы друг другу.

  6. Вы можете также рекомендовать учащимся пользоваться советами при работе в малых группах




Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Работа в малых группах iconДокументи
1. /Работа в малых группах - Материал.doc

Работа в малых группах iconДокументи
1. /Работа в малых группах - Материал.doc

Работа в малых группах iconДокументи
1. /Уроки в Малых группах - Сборник.doc
2. /Уроки...

Работа в малых группах iconДокументи
1. /Уроки в Малых группах - Сборник.doc
2. /Уроки...

Работа в малых группах iconДокументи
1. /Богослужение в малых группах - Статья.doc

Работа в малых группах iconДокументи
1. /Богослужение в малых группах - Статья.doc

Работа в малых группах iconДокументи
1. /Что делается в Малых группах - Материал.doc

Работа в малых группах iconДокументи
1. /Что делается в Малых группах - Материал.doc

Работа в малых группах iconСоциометрический метод исследования группы Социометрический метод исследования группы
Метод социометрии (от лат. «общество» и греч. «измеряю») применяется для диагностики межличностных взаимоотношений в малых конкретных...

Работа в малых группах iconИнтегрированный урок литературы, русского языка, природоведения, обж "Васюткиными тропами"
Форма урока: работа в группах (“Архивариусы”, “Юннаты”, “Лесовики”, “Литераторы”)

Работа в малых группах icon2. методика распознавания и датирования династий правителей. Принцип малых искажений
Принцип малых искажений и основанный на нем метод был предложен и разработан в [375], [376], [379], [381], [390], [398]

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©sudoc.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы